Потребительская кооперация социально ориентированная система
Потребительская кооперация социально ориентированная система
1.Становление и традиции социальной деятельности в потребительской кооперации
2. Духовно - культурные ценности потребительской кооперации и их связь с социальной политикой государства
3. Социальная миссия работников потребительской кооперации в борьбе с бедностью и бездуховностью.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. XXI век - век глобализации и унификации мировой экономики и политики. Глобализация способствует росту деятельности, сокращению затрат, росту прибыли. Вместе с тем, глобализация несет в себе негативные последствия, одним из которых является резкое социальное расслоение общества, и увеличение социальных проблем. С ухудшением экономической ситуации, увеличением безработицы, неуверенности в будущем, депрессии, потерей социально-политических ориентиров - причастности к общему государственному делу, насаждаемая индивидуализация производства и общественной жизни создают определенный фон для роста социальных заболеваний.
В сложившихся условиях возрастает роль и значение потребительской кооперации, которая выступает как форма объединения населения и берет на себя часть функций государства, в частности - социальную защиту населения: создание новых рабочих мест; расширение комплекса бытовых услуг; участие в обеспечении продовольственной безопасности; подготовку и переподготовку специалистов, обладающих высокими духовными качествами, борьба с бездуховностью, воспитание чувства патриотизма у молодежи. Все это особенно стало важно сейчас, когда в условиях жестокой конкурентной борьбы и прочих особенностей современного бытия вечные человеческие ценности потеснили лжедуховные инновации.
Совершенствование системы потребительской кооперации, ее ориентация на прогрессивные направления хозяйственно-экономической деятельности в условиях формирования рыночных отношений является одной из основных социальных потребностей общества, что обусловлено самой исторической миссией кооперативного движения. Без изучения главного назначения потребительской кооперации, ее основной функции, социальных процессов и создания системы управления невозможно обеспечить решение экономических и социальных задач развития общества.
В работе использовались издания современной научной литературы о проблемах сочетания социальной миссии и хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Значимость потребительской кооперации для сельских жителей и для всего российского общества, а так же борьба с бездуховностью, обосновывает выдвижение социальных проблем в исследовании на первое место.
Проблемам социальной работы в потребительской кооперации уделяют внимание в своих трудах и статьях многие отечественные учёные, специалисты в области экономики, управления, социологии. Особенно следует выделить работы: Невлевой И. М., Соловьевой Л. В., Тепловой Л. Е.
I. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА
Становление и традиции социальной деятельности в потребительской кооперации
«Социальная работа - это вид социальной деятельности, направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы. В социальной работе используются принципы, методы и подходы целого ряда научных направлений к решению социальных и гуманитарных проблем»
Главная цель социальной работы - забота о благосостоянии и раскрытии возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию. Специфические ценности социальной работы: любовь к ближнему, сочувствие, сопереживание; участие; вера во внутренние силы клиента, в возможность изменить ситуацию; желание помочь и пожертвовать; накопление знаний; приобретение опыта; социальное творчество.
Социальные ценности отечественной потребительской кооперации, базирующиеся на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм, социальная справедливость, социальное партнерство, корпоративизм и др., следует искать в гуманистических традициях наших предков-славян. Опыт коллективного труда и управления хозяйством, обобществления собственности, взаимовыручки и взаимоподдержки общинников, проявления сострадания к ближнему, был известен человеку со времен глубокой древности. Сельское земледельческое общество существовало на Руси в той или иной форме с ранних пор, сохраняя удивительную живучесть и в докрепостной период, и во времена крепостного права и после его отмены. Важное значение в формировании российской социальной традицииигралаобщина. В течение многих веков складывался целый пласт общинной культуры, которая базировалась на системе поддержки и взаимовыручке общинников.
Важное значение в формировании российской социальной традиции играла община. В течение многих веков складывался целый пласт общинной культуры, которая базировалась на системе поддержки и взаимовыручке общинников.
Еще в догосударственный период в рамках общины сложились формы поддержки, которые включали институт «старцев», институт «вдов» и институт «приймачества» - защита детей. Самой яркой чертой самобытной общинной культуры была ее социальность, которая выражалась в коллективизме отношений, самоуправлении и справедливости. О гуманистических традициях славянских народов писали историки-гуманисты. СИ. Соловьев отмечал, что западные путешественники превозносят гостеприимство славян, их ласковость, обхождение с пленными, которые «у славян не рабствовали весь век, как у других народов, а по истечении определенного срока были вольны или возвратиться к своим, или остаться жить между славян в качестве друзей»
Российская кооперация была в основном деревенской. Из общего количества кооперативов 88 % действовали на селе и обслуживали крестьянское население. К 1914 году кооперация России набрала силу, создала общероссийские и региональные специализированные союзы и центры. В конце 1916 года кооперация представляла собой разветвленную систему, объединяющую 63 тыс. кооперативов всех видов и 24 млн. членов. В нее входили 35 тыс. товариществ потребительской кооперации (11,5 млн. членов), 16261 кредитных объединений (10,5 млн. членов), 5500 обществ сельскохозяйственной кооперации (1,6 млн.), 4100 молочных, кустарных и других артелей (495 тыс. членов)
Вместе с семьями кооперация на селе обслуживала около 100 млн. человек, т.е. свыше 80%сельского населения. Земские органы самоуправления содействовали созданию кооперативов и их оформлению в союзы, оказывали помощь в проведении съездов представителей кооперативных объединений, выступали за расширение самостоятельности товариществ и обществ кооперации.
В советский период в нашей стране была развита одна из самых уникальных систем социальной защиты человека: бесплатное образование, здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи различным социальным группам. Успешно функционировали различные общественные организации и ассоциации, оказывающие помощь населению. Отказавшись от принципа благотворительности, рабоче-крестьянское правительство осуществляло коммунистическое социальное обеспечение, при котором каждый впавший в инвалидность и нужду, каждый нетрудоспособный, будь то ребенок или взрослый, может надеяться, что государство не даст ему умереть с голода, а придет ему на помощь. На основе этих начал было широко развернуто дело по системе социального обеспечения.
II. ДУХОВНО - КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ И ИХ СВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ ГОСУДАРСТВА
Поддерживая задачу социального и духовно-нравственного возрождения общества, потребительская кооперация все больше утверждает себя в новом и уникальном качестве - в роли проводника гуманистических отношений и социальных преобразований в обществе.
В потребительской кооперации сложилась система ценностей, обусловленная мотивацией профессионального выбора, представлениями роли и значения данной профессии о своей личной и социальной ответственности.
Характеристикой социальной миссии потребительской кооперации являются ее гуманистические ценности. Они предполагают осознание социальным работником самоценности человеческой личности, ее неповторимой индивидуальности и творческой сущности. Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа — практическое выражение принципов гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. «Представление об абсолютной ценности каждого человека переходит здесь из разряда философских понятий в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида».
Гуманность представляет собой такое профессиональное качество, которое характеризует отношения руководителей потребительской кооперации к пайщикам.
В каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и так далее. Эти категории населения, особенно сельского, не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал.
В каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и так далее. Эти категории населения, особенно сельского, не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал.
Потребительская кооперация как социально - экономическая структура среди своих основных функций осуществляет социальную защиту и социально-экономическую поддержку населения, особенно из сельской местности. Это касается, в первую очередь, тех категорий граждан нашей страны, которые не смогут выжить без защиты и социальной помощи государства.
Борьба с бедностью и социальной незащищенностью сельского населения сегодня не только главная суть концепции, но и главная стратегия, и главное направление реализации социальной миссии потребительской кооперации России. Эта деятельность осуществляется через сельские магазины, которые по своей сути являются торгово-бытовыми центрами.
Социальная работа в кооперации - вид профессиональной деятельности, направленный на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов пайщиков, на создание условий, позволяющих смягчать жизненные трудности и преодолевать бедность.
Осуществление социальной миссии потребительской кооперации раскрывает возможности человеческой деятельности, ориентированные на общечеловеческие духовные ценности.
Потребительская кооперация - это социально ориентированная система, которая имеет свои принципы, основанные на общечеловеческих ценностях. На практике это означает расширение сферы деятельности социальной работы на селе, социальной миссии потребкооперации через совершенствование сферы услуг
Обеспечение занятости всего трудоспособного населения, особенно сельского, является одной из важных задач нашего государства, общественных организаций, особенно потребительской кооперации.
Занятость - это понятие, которое имеет много значений, включает разные виды деятельности. Под занятостью понимают занятие полезным делом, учебой, работой, уходом за детьми, военную службу и так далее. Как экономическая категория, она представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, личных интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода
Благодаря своим духовным ценностям потребительская кооперация является одним из помощников в реализации такого направлении социальной политики государства, как патриотическое воспитание граждан. Дальнейшее развитие государства невозможно без воспитания у россиян гордости за свою страну, без результативной системы патриотического воспитания всех категорий граждан, особенно молодежи. Сегодня патриотическое воспитание является стратегической задачей всего государства. Проблемы активизации и повышения эффективности патриотического воспитания граждан решаются в рамках выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и аналогичных региональных программ.
В постановлении 124-го Собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации отмечена необходимость воспитания у молодежи нравственности, морали, высокой духовности, чувства патриотизма и преданности Родине, сострадания и милосердия, развитие общей культуры взаимоотношений, приверженность кооперативным идеям.
Потребительская кооперация сегодня ищет ценности и идеалы, которые обновят, изменят, сделают более чистыми, красивыми взаимоотношения людей, наполнят их высокими духовными помыслами. Именно эти идеи обновления, преображения мира, духовного единения привнес в мир русский философ С.Л. Франк.
Духовность оказывает преобразующее воздействие на общество и проявляется в виде общечеловеческих нравственных ценностей. По словам замечательного русского философа Н.О. Лосского, «вся жизнь движется любовью к ценностям»
Философия потребительской кооперации, как составляющая духовной культуры общества, раскрывает истинные духовные ценности в культурном наследии России, указывая путь нравственного возрождения человека. Надо менять сознание, научиться мыслить по-новому, включая высокие нравственные категории. Действительно, «Человек - это тростник, самое слабое в природе существо, но это тростник мыслящий», писал физик и философ Б. Паскаль. Благодаря способности мыслить, отражать мир в своем сознании, человек ищет пути изменения бытия, улучшения условий жизни, возвышенного и уважительного отношения к человеку. Научные достижения питают ум человеческий, мудрость питает разум.
Проблема человека, смысла его жизни является стержнем философии культуры потребительской кооперации. В процессе реализации социальной миссии потребительской кооперации поставленные цели и продуманные задачи позволяют раскрыть творческие способности личности, сделать быт более содержательным, красивым, а человека добрее и чище.
Познание каждым человеком этих ценностей служат основанием для становления целостного человека.
. Социальная миссия работников потребительской кооперации в борьбе с бедностью и бездуховностью
Социальное развитие России в целом по-прежнему характеризуется негативными последствиями системного кризиса: низким уровнем жизни значительной части населения, резкой социальной поляризацией общества, высокой смертностью, сохранением безработицы, снижением доступности для населения качественных образовательных, медицинских, бытовых услуг. Мы теряем каждый год 800 тыс. человек; происходит разрушение экологии; массовые вырубки ценных пород лесов; терроризм; разрушение той экономики, которая, в первую очередь, производит товары. Потребительская кооперация, реализуя стратегию социальной политики, решает проблемы социальной модернизации России.
Взаимная ответственность - эта ценность означает ответственность кооператива за интересы своего члена и ответственность члена за общие интересы кооператива. Кооператив должен обеспечить своим членам удовлетворение экономических, социальных и культурных потребностей, а члены кооператива должны активно участвовать в деятельности кооператива, чтобы содействовать его лучшему социально-экономическому развитию. Взаимная ответственность предусматривает ответственность члена кооператива по обязательствам кооператива.
Кооперативные ценности выражают моральный выбор самих кооператоров, проживающих в разных странах мира
Ценности кооперации взаимно переплетаются и дополняют друг друга. На основе кооперативных ценностей разрабатываются кооперативные принципы, которые реализуются в общественно-хозяйственной деятельности кооперативов и способствуют сохранению сущности кооперативов. Принципы кооперативов - это правила, основные положения, которыми должны руководствоваться члены кооперативов и специалисты в своей социально-экономической деятельности.
1-й принцип: добровольное и открытое членство. Кооперативы - это добровольные организации, открытые для людей, способных оказать свои услуги и взять на себя ответственность, накладываемую членством в кооперативе без дискриминации по социальным, расовым, политическим и религиозным признакам. Добровольность предусматривает свободу вступления и выхода из кооператива, открытое членство, отсутствие дискриминации.
2-й принцип: экономическое участие членов. Члены кооператива вносят взносы (доли)вознаграждения членам кооператива соответственно их участию в делах кооператива, на социальную деятельность, одобренную членами кооператива.
3-й принцип: образование, повышение квалификации и информация Кооперативы дают образование и обучают своих членов, избранных представителей, управляющих и работников для того, чтобы они смогли внести эффективный вклад в развитие своего кооператива. Они информируют общественность, особенно молодежь и общественных лидеров, о том, что представляют собой кооперативы и какую пользу они приносят.
4-й принцип: сотрудничество между кооперативами. Кооперативы более эффективно обслуживают своих членов и укрепляют кооперативное движение, сотрудничая на местном, национальном, региональном и международном уровнях.
5-й принцип: забота об обществе. Кооперативы основное внимание уделяют нуждам и потребностям своих членов. В то же время кооперативы как местныe организации, тесно связаны не только со своими членами, но и с местным населением. Поэтому кооперативы заботятся об экономическом, социальном и культурном развитии региона, в котором они работают, то есть о развитии общества
Потребительская кооперация считает важной стратегической задачей возрождения России - борьбу с бедностью. Бедность - это социальная проблема, ее решение предполагает создание социальных возможностей для активной творческой деятельности индивидов, а это в свою очередь требует изменения ценностных ориентиров и приоритетов социально-экономической политики, смещение акцентов с рыночных ценностей на социальные, с формальной экономической рациональности - на принцип общего блага. Сегодня нужна единая Россия, имеющая прочную экономику и духовную культуру общества. «Уникальной особенностью потребкооперации всегда была её способность сочетать экономические и социальные начала. В условиях кризиса, когда миллионы селян оказались за чертой бедности ...потребкооперация стала одним из главных инструментов выживания российской глубинки...», подчеркнул Николай Медведев, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Развитие постиндустриального хозяйства приводит не столько к ограничению потребления материальных благ, сколько к вытеснению материальных стимулов их производства желанием саморазвития и самосовершенствования человека. В результате снижается роль материальных факторов как основы экономической мотивации и начинается отход от массового характера образования человека, являвшегося важнейшим свойством и признаком индустриального общества .
Потребительская кооперация осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность, которая оказывает существенное влияние на развитие сельского потребительского рынка, на обеспечение населения продовольствием, на развитие инфраструктуры села.
В принятых на конференциях рекомендациях впервые определена кооперативная модель хозяйствования потребительской кооперации как системы, включающей в себя два взаимосвязанных направления: хозяйственную деятельность и социальную миссию. Выработаны, исходя из этого, основные направления работы, включающие:
- активное вовлечение пайщиков в экономическую деятельность;
- борьбу с бедностью по двум основным направлениям:
а) путем оказания помощи пайщикам;
б) путем обеспечения людей работой за счет:
- восстановления объемов торговой, заготовительной, производственной деятельности до уровня;
- освоения и широкого развития новых, нетрадиционных для потребкооперации видов деятельности, необходимых людям;
- создания малых производств: мельниц, крупорушек, маслобоек, гвоздильных цехов в районных кооперативных организациях, зернодробилок, пунктов по приемке молока и сепараторных при магазинах;обеспечения закупок всей продукции в хозяйствах населения, предлагаемой к реализации, через магазины - приемозаготовительные пункты;
- развития сельскохозяйственного производства, для чего каждая районная кооперативная организация должна иметь 100-300 и более гектаров земли, содержать на откорме не менее 50 голов свиней;
- открытия лавок на дому, мелкорозничных предприятий, привлечения к работе в потребительской кооперации пастухов, надомников по выпечке хлеба, сепарированию молока, изготовлению изделий народных промыслов, выполнению других работ;
- широкого развитие на селе сферы платных услуг
населению, в первую очередь бытовых;
- привлечение заемных средств населения, в том числе через магазины для финансирования хозяйственной деятельности;
- создания кооперативов при школах, кооперативных учебных заведениях, проведения занятий в общеобразовательных школах по программе "Основы потребительской кооперации" .
Основная роль в реализации рекомендаций и реформировании потребительской кооперации отведена кооперативным участкам, магазинам, деятельность которых должна соответствовать требованиям времени.
В Законе «О потребительской кооперации в Российской Федерации» определена роль пайщиков.
Сегодня воочию убеждаемся, что пайщики могут все, это золотые руки специалистов многих профессий, умеющие красиво и эстетично обустроить село, превратить магазин в духовный центр общения и проведения досуга, где проходят сельские сходы, детские утренники, родительские собрания, встречи односельчан по торжественным и памятным датам. Самоотверженность и подвижничество пайщиков определяют конкретные достижения потребительской кооперации - рост товарооборота и объемом производства, увеличение прибыли и социальных услуг. Деньги, заработанные потребкооперацией в городе, идут на реконструкцию сельских магазинов, на поддержание жизни в деревне, это делает кооперативную экономику нравственной. Кооперация является реальной силой, способной стабилизировать социально-экономические отношения на селе. . Пайщики являются центральной фигурой в системе потребительской кооперации. Пайщик - социальная база потребительской кооперации, ее экономическая опора и главное конкурентное преимущество всей системы. Пайщик в системе потребительской кооперации занимает доминирующее место, увеличение численности пайщиков ведет к ее усилению. Поэтому социальная политика потребительской кооперации направлена и на привлечение новых членов-пайщиков. В решении этой задачи выделяются два аспекта:
- во-первых, пропаганда кооперативных ценностей и принципов, отражающих преимущества кооперативов как демократически управляемых организаций, и всей системы как социально ориентированной;
- во-вторых, создание условий для роста благосостояния членов-пайщиков, чтобы сельские жители стремились стать членами кооператива, видя реальные позитивные результаты экономического сотрудничества с потребительским обществом. При дифференциации подходов к преодолению бедности пайщиков, работников потребительской кооперации и некооперированного населения, на первый план выдвигается задача создания системы льгот и преимуществ для пайщиков. Основным способом достижения этого является механизм экономического участия пайщиков, представляющий собой комплекс экономических и социальных мер, направленных на повышение эффективности сотрудничества кооператива и пайщиков .
Современная жизнь, применяемые технологии требуют возврата к тем ценностям, которые совсем недавно казались совершенно отброшенными «за ненадобностью». Опять становится нужным человек, способный задумываться над самим собой, над смыслом собственной жизни, над этическими вопросами. Особая роль в потребительской кооперации должна отводиться руководителем всех уровней, именно их духовно-нравственным качествам. В какой степени им присущи такие качества, как долг, добро, воля, совесть. Каждый руководитель должен задуматься о том, не свойственны ли ему лень, безволие, косность, консерватизм, пассивность, равнодушие?
Работа руководителя поставлена в прямую зависимость от его личностных качеств. Важным остается развитие интеллектуального, духовного и творческого потенциала работников потребительской кооперации.
Для этого руководитель должен владеть новой идеологией управления в потребительской кооперации - идеологией экономического созидания, социальной солидарности и гражданской ответственности.
Профессиональная подготовка будущих специалистов потребительской кооперации требует не только профессиональных знаний, но и культуры межличностного взаимодействия в сфере деловых отношений, формирования духовно-нравственного потенциала.
Все сказанное позволяет сделать следующий вывод, основными направлениями деятельности кооперативных организаций по осуществлению социальной миссии являются активное вовлечение пайщиков в экономическую деятельность и борьба с бедностью. Пайщик – социальная база потребительской кооперации, ее экономическая опора и главное конкурентное преимущество всей системы. Борьба с бедностью осуществляется по двум основным направлениям – это оказание помощи пайщикам и обеспечение людей работой. Для этого потребительская кооперация развивает новые виды деятельности, развивает сферу платных услуг. Так же для борьбы с бедностью необходимо развитие сельскохозяйственного производства, создание малых производств: мельниц, крупорушек, маслобоек, пунктов приема молока, обеспечение всей продукции в хозяйствах населения предлагаемой к реализации, открытие лавок на дому, привлечение к работе пастухов, надомников по выпечки хлеба, сепарированию молока.
Причина социальных болезней в материальной и в духовной бедности, о чем не забывает потребительская кооперация. Потребительская кооперация для наиболее эффективной реализации своей социальной миссии, в частности борьбы с бездуховностью, все больше обращается к богословию. Православие как культурообразующая религия России является искренним помощником в деле воспитания у молодежи патриотизма, формирование культурной и экологически здоровой среды, донести до сознания людей идеи добра и милосердия.