Статьи

Подписаться на RSS

Потребительская кооперация социально ориентированная система

Потребительская кооперация социально ориентированная система


1.Становление и традиции социальной деятельности в потребительской кооперации

2. Духовно - культурные ценности потребительской кооперации и их связь с социальной политикой государства

3. Социальная миссия работников потребительской кооперации в борьбе с бедностью и бездуховностью.


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы. XXI век - век глобализации и унификации мировой экономики и политики. Глобализация способствует росту деятельности, сокращению затрат, росту прибыли. Вместе с тем, глобализация несет в себе нега­тивные последствия, одним из которых является резкое социальное расслоение общества, и увеличение социальных проблем. С ухудшением экономической ситуации, уве­личением безработицы, неуверенности в будущем, депрессии, потерей социально-политических ориентиров - причастности к общему государственному делу, насаждаемая индивидуализация производства и общественной жизни создают определенный фон для роста социальных заболева­ний.

В сложившихся условиях возрастает роль и значение потребительской кооперации, которая выступает как форма объединения населения и берет на себя часть функций государства, в частности - со­циальную защиту населения: созда­ние новых рабочих мест; расширение комплекса бытовых услуг; участие в обеспечении продовольственной безопасности; подготовку и перепод­готовку специалистов, обладающих высокими духовными качествами, борьба с бездуховностью, воспитание чувства патриотизма у молодежи. Все это особенно стало важно сейчас, когда в условиях жестокой конкурентной борьбы и прочих особенно­стей современного бытия вечные челове­ческие ценности потеснили лжедуховные инновации.

Совершенствование системы потребительской кооперации, ее ориентация на прогрессивные направления хозяйственно-экономической деятельности в условиях формирования рыночных отношений является одной из основных социальных потребностей общества, что обусловлено самой исторической миссией кооперативного движения. Без изучения главного назначения потребительской кооперации, ее основной функции, социальных процессов и создания системы управления невозможно обеспечить решение экономических и социальных задач развития общества.

В работе использовались издания современной научной литературы о проблемах сочетания социальной миссии и хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Значимость потребительской кооперации для сельских жителей и для всего российского общества, а так же борьба с бездуховностью, обосновывает выдвижение социальных проблем в исследовании на первое место.

Проблемам социальной работы в потребительской кооперации уделяют внимание в своих трудах и статьях многие отечественные учёные, специалисты в области экономики, управления, социологии. Особенно следует выделить работы: Невлевой И. М., Соловьевой Л. В., Тепловой Л. Е.


I. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА


Становление и традиции социальной деятельности в потребительской кооперации

«Социальная работа - это вид социальной деятельности, направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной систе­мы. В социальной работе используются принципы, методы и подходы целого ряда научных направлений к решению соци­альных и гуманитарных проблем»

Главная цель социальной работы - забота о благосостоя­нии и раскрытии возможностей и способностей личности, се­мьи, общества к нормальному социальному функционирова­нию. Специфические ценности социальной работы: любовь к ближнему, сочувствие, сопереживание; участие; вера во внутренние силы клиента, в возможность изме­нить ситуацию; желание помочь и пожертвовать; накопление знаний; приобретение опыта; социальное творчество.

Социальные ценности отечественной потребительской кооперации, базирующиеся на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм, социальная справедливость, социальное партнерство, корпоративизм и др., следует искать в гумани­стических традициях наших предков-славян. Опыт коллектив­ного труда и управления хозяйством, обобществления собственности, взаимовыручки и взаимоподдержки общинников, проявления сострадания к ближнему, был известен человеку со времен глубокой древности. Сельское земледельческое об­щество существовало на Руси в той или иной форме с ранних пор, сохраняя удивительную живучесть и в докрепостной пе­риод, и во времена крепостного права и после его отмены. Важное значение в формировании российской социальной традицииигралаобщина. В течение многих веков складывался целый пласт общинной культуры, которая базировалась на системе поддержки и взаимовыручке общинников.
Важное значение в формировании российской социальной традиции играла община. В течение многих веков складывался целый пласт общинной культуры, которая базировалась на системе поддержки и взаимовыручке общинников.

Еще в догосударственный период в рамках общины сло­жились формы поддержки, которые включали институт «стар­цев», институт «вдов» и институт «приймачества» - защита детей. Самой яркой чертой самобытной общинной культуры была ее социальность, которая выражалась в коллективизме отношений, самоуправлении и справедливости. О гуманистических традициях славянских народов писали ис­торики-гуманисты. СИ. Соловьев отмечал, что западные пу­тешественники превозносят гостеприимство славян, их ласко­вость, обхождение с пленными, которые «у славян не рабство­вали весь век, как у других народов, а по истечении опреде­ленного срока были вольны или возвратиться к своим, или ос­таться жить между славян в качестве друзей»

Российская кооперация была в основном деревенской. Из общего количества кооперативов 88 % действовали на селе и обслуживали крестьянское население. К 1914 году кооперация России набрала силу, создала общероссийские и региональные специализированные союзы и центры. В конце 1916 года коо­перация представляла собой разветвленную систему, объеди­няющую 63 тыс. кооперативов всех видов и 24 млн. членов. В нее входили 35 тыс. товариществ потребительской кооперации (11,5 млн. членов), 16261 кредитных объединений (10,5 млн. членов), 5500 обществ сельскохозяйственной кооперации (1,6 млн.), 4100 молочных, кустарных и других артелей (495 тыс. членов)

Вместе с семьями кооперация на селе обслуживала около 100 млн. человек, т.е. свыше 80%сельского населения. Зем­ские органы самоуправления содействовали созданию коопе­ративов и их оформлению в союзы, оказывали помощь в проведении съездов представителей кооперативных объединений, выступали за расширение самостоятельности товариществ и обществ кооперации.

В советский период в нашей стране была развита одна из самых уникальных систем социальной защиты человека: бес­платное образование, здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи различным социальным группам. Успешно функцио­нировали различные общественные организации и ассоциа­ции, оказывающие помощь населению. Отказавшись от принципа благотворительности, рабоче-крестьянское правительство осуществляло коммунистическое социальное обеспечение, при котором каждый впавший в ин­валидность и нужду, каждый нетрудоспособный, будь то ре­бенок или взрослый, может надеяться, что государство не даст ему умереть с голода, а придет ему на помощь. На основе этих начал было широко развернуто дело по системе социального обеспечения.

II. ДУХОВНО - КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ И ИХ СВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ ГОСУДАРСТВА


Поддерживая задачу социального и духовно-нравственного возрождения общества, потребительская коо­перация все больше утверждает себя в новом и уникальном качестве - в роли проводника гуманистических отношений и социальных преобразований в обществе.

В потребительской кооперации сложилась система ценно­стей, обусловленная мотивацией профессионального выбора, представлениями роли и значения данной профессии о своей личной и социальной ответственности.

Характеристикой социальной миссии потребительской кооперации являются ее гуманистические ценности. Они предполагают осознание социальным работником самоценно­сти человеческой личности, ее неповторимой индивидуальности и творческой сущности. Являясь деятельностью по оказа­нию помощи людям в решении их проблем, социальная работа — практическое выражение принципов гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. «Представление об абсолютной ценности каждого человека переходит здесь из разряда философских понятий в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида».

Гуманность представляет собой такое профессиональное качество, которое характеризует отношения руководителей потребительской кооперации к пайщикам.

В каждом обществе есть определенная часть на­селения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспо­собность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, националь­ных, политических и военных конфликтов, стихийных бедст­вий, явных демографических изменений и так далее. Эти кате­гории населения, особенно сельского, не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени стано­вится капитал.
В каждом обществе есть определенная часть на­селения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспо­собность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, националь­ных, политических и военных конфликтов, стихийных бедст­вий, явных демографических изменений и так далее. Эти кате­гории населения, особенно сельского, не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени стано­вится капитал.
Потребительская кооперация как социально - экономическая структура среди своих основных функций осуществляет социальную защиту и социально-экономическую поддержку населения, особенно из сельской местности. Это касается, в первую очередь, тех категорий граждан нашей страны, которые не смогут выжить без защиты и социальной помощи государства.

Борьба с бедностью и социальной незащищенностью сельского населения сегодня не только главная суть концеп­ции, но и главная стратегия, и главное направление реализа­ции социальной миссии потребительской кооперации России. Эта деятельность осуществляется через сельские магазины, которые по своей сути являются торгово-бытовыми центрами.

Социальная работа в кооперации - вид профессиональ­ной деятельности, направленный на удовлетворение социаль­но гарантированных и личностных интересов пайщиков, на создание условий, позволяющих смягчать жизненные трудно­сти и преодолевать бедность.

Осуществление социальной миссии потребительской коо­перации раскрывает возможности человеческой деятельности, ориентированные на общечеловеческие духовные ценности.

Потребительская кооперация - это социально ориентиро­ванная система, которая имеет свои принципы, основанные на общечеловеческих ценностях. На практике это означает рас­ширение сферы деятельности социальной работы на селе, со­циальной миссии потребкооперации через совершенствование сферы услуг
Обеспечение занятости всего трудоспособного населения, особенно сельского, является одной из важных задач нашего государства, общественных организаций, особенно потреби­тельской кооперации.

Занятость - это понятие, которое имеет много значений, включает разные виды деятельности. Под занятостью пони­мают занятие полезным делом, учебой, работой, уходом за детьми, военную службу и так далее. Как экономическая категория, она представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выра­жающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потреб­ностей, личных интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода

Благодаря своим духовным ценностям потребительская кооперация является одним из помощников в реализации такого направлении социальной политики государства, как патриотическое воспитание граждан. Дальнейшее развитие государства невозможно без воспитания у россиян гордости за свою страну, без результативной системы патриотического воспитания всех категорий граждан, особенно молодежи. Сегодня патриотическое воспитание является стратегической задачей всего государства. Проблемы активизации и повышения эффективности патриотического воспитания граждан решаются в рамках выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и аналогичных региональных программ.

В постановлении 124-го Собрания представителей потре­бительских обществ Российской Федерации отмечена необхо­димость воспитания у молодежи нравственности, морали, вы­сокой духовности, чувства патриотизма и преданности Роди­не, сострадания и милосердия, развитие общей культуры взаимоотношений, приверженность кооперативным идеям.

Потребительская кооперация сегодня ищет ценности и идеалы, которые обновят, изменят, сделают более чистыми, красивыми взаимоотношения людей, наполнят их высокими духовными помыслами. Именно эти идеи обновления, преоб­ражения мира, духовного единения привнес в мир русский философ С.Л. Франк.

Духовность оказывает преобразующее воздействие на общество и проявляется в виде общечеловеческих нравствен­ных ценностей. По словам замечательного русского философа Н.О. Лосского, «вся жизнь движется любовью к ценностям»

Философия потребительской кооперации, как составляю­щая духовной культуры общества, раскрывает истинные ду­ховные ценности в культурном наследии России, указывая путь нравственного возрождения человека. Надо менять соз­нание, научиться мыслить по-новому, включая высокие нравственные категории. Действительно, «Человек - это тростник, самое слабое в природе существо, но это тростник мыслящий», писал физик и философ Б. Паскаль. Благодаря способ­ности мыслить, отражать мир в своем сознании, человек ищет пути изменения бытия, улучшения условий жизни, возвышен­ного и уважительного отношения к человеку. Научные дости­жения питают ум человеческий, мудрость питает разум.

Проблема человека, смысла его жизни является стержнем философии культуры потребительской кооперации. В процес­се реализации социальной миссии потребительской коопера­ции поставленные цели и продуманные задачи позволяют рас­крыть творческие способности личности, сделать быт более содержательным, красивым, а человека добрее и чище.

Познание каждым человеком этих ценностей служат ос­нованием для становления целостного человека.
. Социальная миссия работников потребительской кооперации в борьбе с бедностью и бездуховностью
Социальное развитие России в целом по-прежнему харак­теризуется негативными последствиями системного кризиса: низким уровнем жизни значительной части населения, резкой социальной поляризацией общества, высокой смертностью, сохранением безработицы, снижением доступности для насе­ления качественных образовательных, медицинских, бытовых услуг. Мы теряем каждый год 800 тыс. человек; происходит разрушение экологии; массовые вырубки ценных пород лесов; терроризм; разрушение той экономики, которая, в первую очередь, производит товары. Потребительская кооперация, реализуя стратегию социальной политики, решает проблемы социальной модернизации России.
Взаимная ответственность - эта ценность означает от­ветственность кооператива за интересы своего члена и ответст­венность члена за общие интересы кооператива. Кооператив должен обеспечить своим членам удовлетворение экономиче­ских, социальных и культурных потребностей, а члены коопера­тива должны активно участвовать в деятельности кооператива, чтобы содействовать его лучшему социально-экономическому развитию. Взаимная ответственность предусматривает ответст­венность члена кооператива по обязательствам кооператива.
Кооперативные ценности выражают моральный выбор самих кооператоров, проживающих в разных странах мира

Ценности кооперации взаимно переплетаются и дополня­ют друг друга. На основе кооперативных ценностей разрабаты­ваются кооперативные принципы, которые реализуются в общественно-хозяйственной деятельности кооперативов и способствуют сохранению сущности кооперативов. Принципы кооперативов - это правила, основные положе­ния, которыми должны руководствоваться члены кооперативов и специалисты в своей социально-экономической деятельности.

1-й принцип: добровольное и открытое членство. Кооперативы - это добровольные организации, открытые для людей, способных оказать свои услуги и взять на себя ответ­ственность, накладываемую членством в кооперативе без дис­криминации по социальным, расовым, политическим и религи­озным признакам. Добровольность предусматривает свободу вступления и выхода из кооператива, открытое членство, отсут­ствие дискриминации.

2-й принцип: экономическое участие членов. Члены кооператива вносят взносы (доли)вознаграждения членам кооператива соответственно их участию в делах кооператива, на социальную деятельность, одобренную членами кооператива.

3-й принцип: образование, повышение квалификации и информация Кооперативы дают образование и обучают своих членов, избранных представителей, управляющих и работников для того, чтобы они смогли внести эффективный вклад в развитие своего кооператива. Они информируют общественность, особенно молодежь и общественных лидеров, о том, что представляют собой кооперативы и какую пользу они приносят.
4-й принцип: сотрудничество между кооперативами. Кооперативы более эффективно обслуживают своих членов и укрепляют кооперативное движение, сотрудничая на местном, национальном, региональном и международном уровнях.

5-й принцип: забота об обществе. Кооперативы основное внимание уделяют нуждам и потребностям своих членов. В то же время кооперативы как местныe организации, тесно связаны не только со своими членами, но и с местным населением. Поэтому кооперативы заботятся об экономическом, социальном и культурном развитии региона, в котором они работают, то есть о развитии общества
Потребительская кооперация считает важной стратегиче­ской задачей возрождения России - борьбу с бедностью. Бед­ность - это социальная проблема, ее решение предполагает создание социальных возможностей для активной творческой деятельности индивидов, а это в свою очередь требует изме­нения ценностных ориентиров и приоритетов социально-экономической политики, смещение акцентов с рыночных ценностей на социальные, с формальной экономической ра­циональности - на принцип общего блага. Сегодня нужна единая Россия, имеющая прочную эко­номику и духовную культуру общества. «Уникальной осо­бенностью потребкооперации всегда была её способность со­четать экономические и социальные начала. В условиях кри­зиса, когда миллионы селян оказались за чертой бедности ...потребкооперация стала одним из главных инструментов выживания российской глубинки...», подчеркнул Николай Медведев, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ


Развитие постиндустриального хозяйства приводит не столько к ограничению потребления материальных благ, сколько к вытеснению материальных стимулов их производства желанием саморазвития и самосовершенствования человека. В результате снижается роль материальных факторов как основы экономической мотивации и начинается отход от массового характера образования человека, являвшегося важнейшим свойством и признаком индустриального общества .
Потребительская кооперация осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность, которая оказывает существенное влияние на развитие сельского потребительского рынка, на обеспечение населения продовольствием, на развитие инфраструктуры села.
В принятых на конференциях рекомендациях впервые определена кооперативная модель хозяйствования потребительской кооперации как системы, включающей в себя два взаимосвязанных направления: хозяйственную деятельность и социальную миссию. Выработаны, исходя из этого, основные направления работы, включающие:

- активное вовлечение пайщиков в экономическую деятельность;

- борьбу с бедностью по двум основным направлениям:
а) путем оказания помощи пайщикам;

б) путем обеспечения людей работой за счет:

- восстановления объемов торговой, заготовительной, производственной деятельности до уровня;

- освоения и широкого развития новых, нетрадиционных для потребкооперации видов деятельности, необходимых людям;

- создания малых производств: мельниц, крупорушек, маслобоек, гвоздильных цехов в районных кооперативных организациях, зернодробилок, пунктов по приемке молока и сепараторных при магазинах;обеспечения закупок всей продукции в хозяйствах населения, предлагаемой к реализации, через магазины - приемозаготовительные пункты;

- развития сельскохозяйственного производства, для чего каждая районная кооперативная организация должна иметь 100-300 и более гектаров земли, содержать на откорме не менее 50 голов свиней;

- открытия лавок на дому, мелкорозничных предприятий, привлечения к работе в потребительской кооперации пастухов, надомников по выпечке хлеба, сепарированию молока, изготовлению изделий народных промыслов, выполнению других работ;

- широкого развитие на селе сферы платных услуг
населению, в первую очередь бытовых;

- привлечение заемных средств населения, в том числе через магазины для финансирования хозяйственной деятельности;

- создания кооперативов при школах, кооперативных учебных заведениях, проведения занятий в общеобразовательных школах по программе "Основы потребительской кооперации" .

Основная роль в реализации рекомендаций и реформиро­вании потребительской кооперации отведена кооперативным участкам, магазинам, деятельность которых должна соответ­ствовать требованиям времени.
В Законе «О потребительской кооперации в Российской Федерации» определена роль пайщиков.
Сегодня воочию убеждаемся, что пайщики могут все, это зо­лотые руки специалистов многих профессий, умеющие краси­во и эстетично обустроить село, превратить магазин в духов­ный центр общения и проведения досуга, где проходят сель­ские сходы, детские утренники, родительские собрания, встречи односельчан по торжественным и памятным датам. Самоотверженность и подвижничество пайщиков определяют конкретные достижения потребительской кооперации - рост товарооборота и объемом производства, увеличение прибыли и социальных услуг. Деньги, заработанные потребкооперацией в городе, идут на реконструкцию сельских магазинов, на поддержание жизни в деревне, это делает кооперативную эконо­мику нравственной. Кооперация является реальной силой, способной стабилизировать социально-экономические отно­шения на селе. . Пайщики являются центральной фигурой в системе потребительской кооперации. Пайщик - социальная база потребительской кооперации, ее экономическая опора и главное конкурентное преимущество всей системы. Пайщик в системе потребительской кооперации занимает доминирующее место, увеличение численности пайщиков ведет к ее усилению. Поэтому социальная политика потребительской кооперации направлена и на привлечение новых членов-пайщиков. В решении этой задачи выделяются два аспекта:

- во-первых, пропаганда кооперативных ценностей и принципов, отражающих преимущества кооперативов как демократически управляемых организаций, и всей системы как социально ориентированной;

- во-вторых, создание условий для роста благосостояния членов-пайщиков, чтобы сельские жители стремились стать членами кооператива, видя реальные позитивные результаты экономического сотрудничества с потребительским обществом. При дифференциации подходов к преодолению бедности пайщиков, работников потребительской кооперации и некооперированного населения, на первый план выдвигается задача создания системы льгот и преимуществ для пайщиков. Основным способом достижения этого является механизм экономического участия пайщиков, представляющий собой комплекс экономических и социальных мер, направленных на повышение эффективности сотрудничества кооператива и пайщиков .

Современная жизнь, применяемые технологии требуют возврата к тем ценностям, которые совсем недавно казались совершенно отброшенными «за ненадобностью». Опять становится нужным человек, способный задумываться над самим собой, над смыслом собственной жизни, над эти­ческими вопросами. Особая роль в потребительской кооперации долж­на отводиться руководителем всех уровней, именно их ду­ховно-нравственным качествам. В какой степени им присущи такие качества, как долг, добро, воля, совесть. Каждый руко­водитель должен задуматься о том, не свойственны ли ему лень, безволие, косность, консерватизм, пассивность, равно­душие?

Работа руководителя поставлена в прямую зависимость от его личностных качеств. Важным остается развитие ин­теллектуального, духовного и творческого потенциала ра­ботников потребительской кооперации.

Для этого руководитель должен владеть новой идеологией управления в потребитель­ской кооперации - идеологией экономического созидания, со­циальной солидарности и гражданской ответственности.

Профессиональная подготовка будущих специалистов по­требительской кооперации требует не только профессиональ­ных знаний, но и культуры межличностного взаимодействия в сфере деловых отношений, формирования духовно-нравственного потенциала.
Все сказанное позволяет сделать следующий вывод, основными направлениями деятельности кооперативных организаций по осуществлению социальной миссии являются активное вовлечение пайщиков в экономическую деятельность и борьба с бедностью. Пайщик – социальная база потребительской кооперации, ее экономическая опора и главное конкурентное преимущество всей системы. Борьба с бедностью осуществляется по двум основным направлениям – это оказание помощи пайщикам и обеспечение людей работой. Для этого потребительская кооперация развивает новые виды деятельности, развивает сферу платных услуг. Так же для борьбы с бедностью необходимо развитие сельскохозяйственного производства, создание малых производств: мельниц, крупорушек, маслобоек, пунктов приема молока, обеспечение всей продукции в хозяйствах населения предлагаемой к реализации, открытие лавок на дому, привлечение к работе пастухов, надомников по выпечки хлеба, сепарированию молока.
Причина социальных болезней в материальной и в духовной бедности, о чем не забывает потребительская кооперация. Потребительская кооперация для наиболее эффективной реализации своей социальной миссии, в частности борьбы с бездуховностью, все больше обращается к богословию. Православие как культурообразующая религия России является искренним помощником в деле воспитания у молодежи патриотизма, формирование культурной и экологически здоровой среды, донести до сознания людей идеи добра и милосердия.